Советский дизайн в современной России — русский национальный винтаж (ч. 1)
Часть 1 | Часть 2
Архитектурные стили, как правило, не исчезают. Они лишь засыпают на время с тем, чтобы потом непременно проснуться. В городах они дремлют в форме исторических зданий, и именно поэтому не дают забыть о себе. Например, в Москве, прогуливаясь вблизи сталинских высоток (коих насчитывается 7 штук), мы невольно погружаемся в атмосферу советской эпохи. Сталинский ампир – это наш национальный винтаж, образ которого, преломленный призмой памяти поколений, воспринимается современниками с оттенком ностальгии по былому величию или с нотками грусти.
Именно этой стилистике мы посвящаем новую серию публикаций, иллюстрирующих общий колорит и отдельные элементы оформления интерьеров в духе сталинского ампира.
Принцип вечного возвращения — винтаж
Дизайн интерьера всегда отражает эпоху, в которой он создавался. Стили различных исторических периодов становятся воплощением в цвете и форме особенностей мировоззрения, мышления и образа жизни людей.
В прошлом устоявшиеся стили оформления интерьера царили на исторической авансцене подолгу. Обстановка в жилище почти не менялась, а купленные вещи и мебель служили хозяевам десятилетиями. Такой подход к построению домашнего очага помог родиться филигранно отточенным интерьерным концепциям и классическим оформительским приемам. Сегодня же, в эпоху постмодерна с ее тенденцией к цитированию, построению коллажа и переосмыслению, мы пришли к частой смене новых тенденций и к одновременному существованию множества непохожих друг на друга течений.
Это многообразие обусловлено накопленным за историю человечества культурным багажом и, конечно, тем, что различные стили и предметы дизайна вновь возвращаются в моду через 20, 30 или 40 лет после пика своей популярности. Отвергнутый в 40-х ар-деко не мог не вернуться в 80-х, а затем вновь — уже в начале XXI века. Регулярно переживают свои взлеты и падения классицизм и модерн, конструктивизм и эклектика. Все это — «винтаж» — вино многолетней выдержки, терпкий французский термин. Именно выдержка делает вкус вина по-настоящему полным, богатым и ценным. То же самое происходит со стилем. Приемы дизайна и декорирования, актуальные в 20-50-х гг. прошлого века, набравшись терпкости от дубовых бочек забвения, врываются в проекты архитекторов всего мира с невиданной хмельной силой.
Москва советская и современная
Огромным богатством России является архитектурное наследие предыдущих исторических периодов. Это целый культурный пласт, живущий в кинематографе, литературе и даже в вывесках, изображения которых дошли до нас на старых иллюстрациях и фото. Значительный вклад в образ Москвы в этом плане вносит советская стилистика. Одними из основных достопримечательностей города по-прежнему остаются сталинские высотки и с их величественной статью с трудом соперничает даже Сити. Популярности же советских фильмов под Новый Год может позавидовать любой голливудский блокбастер!
Основные элементы интерьеров сталинской эпохи
В 20-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе получил распространение псевдоклассицизм – подражание старине. Детали выполнялись в соответствии с ордерной системой (архитектурная система, основанная на типе архитектурной композиции, использующей определенные элементы и подчиняющейся определенной архитектурно-стилистической обработке) и орнаментикой.
На протяжении нескольких десятилетий псевдоклассицизм был основным модным дизайнерским течением. Он наполнил дома элементами, созданными под влиянием прошлого и настоящего.
Тем самым, цитирование сталинского стиля сегодня, заставляет нас уже вторично переосмысливать классическое наследие, когда-то переработанное им.
Светильники
Модным приемом светового дизайна эпохи сталинского ампира стала имитация люстр с подсвечниками в формах светильников с лампами накаливания. Посмотрите, как лампочки на иллюстрациях ниже похожи на свечи в графском доме. Рабоче-крестьянская дизайнерская мысль совсем не была чужда утонченности!
Портьеры
Для сталинского ампира очень характерно использование плотных портьер. Изобретение ли это сталинской эпохи? Совсем нет, данные элементы текстильного оформления пришли в эту стилистику из прошлого и стали неотъемлемой частью как сталинского, так и современного интерьера.
Массивные двери из дерева
Актуальные в середине XX века массивные деревянные двери, иногда дополненные вставками из стекла и раскладкой, благополучно используются и поныне, передавая идеи и тенденции интерьеров прошлых лет.
На фото: Квартира в высотке на Котельнической набережной
На фото: Квартира Вениамина Скальника и Анастасии Немоляевой. Дом архитектора Желтковского
Паркет, лепнина и широкие плинтуса
Существовали в то время и элементы дизайна, прочно закрепившиеся в интерьере на протяжении веков. В первую очередь, такими элементами являются паркет и лепнина. Лепнина в виде розеток и декора широко используется как на стенах, так и на потолке, а пол подчёркивают широкие плинтуса. Все эти элементы, характерные для отделки классических дворцовых покоев, сохранили свою актуальность и в интерьере современных квартир. Нашли они применение, разумеется, и советскую эпоху.
К слову, в плане паркета Советский Союз сумел вывести нечто совершенно своеобычное: в начале 50-х гг. здесь появляется и становится крайне популярной так называемая «елочка» — технология укладки досок, получившая название самым логичным образом — по своему же внешнему виду. В XXI веке такой пол стараются максимально сохранить с помощью реставрации, либо воспроизвести его посредством современных материалов.
Текст: Анна Попова, Анастасия Волнянская, Марина Ли
Также по теме: